Британские шпионы в кино, литературе и реальной жизни
Многое из того, что обычные люди знают о британской секретной службе, или МИ-6, они почерпнули из художественной литературы - из книг Яна Флеминга о Джеймсе Бонде или произведений Джона Ле Карре о Джордже Смайли.
Переплетение фактов и вымысла о британской разведслужбе происходит со дня ее рождения. В начале ХХ века британцы были охвачены ажиотажем шпиономании, распространению которой способствовали писатели и газеты.
В то время Британия была напугана усилением Германии, в особенности ее военно-морского флота.
Уильям Ле Ке написал роман "Вторжение 1910 года", который печатался в газете Daily Mail. Газета изменила маршрут предполагаемого движения немецких войск так, чтобы он проходил через те города, где продавалось наибольшее число экземпляров Daily Mail.
Многие считали, что немцы были повсюду, скрываясь под личиной официантов и парикмахеров, воруя секреты и готовясь к войне. Британская общественность требовала действий, и появилось Бюро секретной службы. Одна его часть, которая затем превратилась в МИ-5, должна была охотиться за немецкими шпионами; другая, позднее преобразованная в МИ-6, должна была воровать секреты Германии.
Древняя мифология
Как считает Алан Джадд, биограф первого директора британской разведывательной службы сэра Мэнсфилда Камминга, даже на этих ранних этапах литература оказывала влияние на мир реального шпионажа.
"Ле Ке знал кое-кого в военном министерстве, и я не сомневаюсь, что он оказал некоторое влияние, особенно на культуру и атмосферу [в разведслужбе]", - говорит Джадд.
Однако мифология начала создаваться художественной литературой еще раньше, в эру "Большой игры" - борьбы британской и российской империй за господство в Центральной Азии, которая развернулась в начале XIX века.
Мы не убиваем людей в темных аллеях. Это совершенно другой мир
Сэр Колин Макколл, бывший директор МИ-6
У Великобритании в то время не было профессиональной разведывательной службы, она полагалась на случайных любителей-джентльменов и военных. Однако их истории приукрашивались на потребу публики; особенно драматично это было сделано в романе "Ким" Редьярда Киплинга.
Сэр Колин Макколл, директор МИ-6 в 1989-94 гг., утверждает, что предшественники профессиональных шпионов действовали очень смело. "В целом существовало такое мнение, что это было хорошее дело, которое делали смелые люди, - говорит он. - Затем, в начале ХХ века, появился целый ряд писателей - Джон Бьюкен и так далее. Отличные вещи".
Литература создала вокруг шпионов ореол романтики, который привлек многих людей на работу в разведслужбе. Среди них была Дафна Парк, которая начала работать там в 1940-х годах и впоследствии стала руководящим сотрудником МИ-6.
"Я думаю, все началось с чтения "Кима", Джона Бьюкена, книг Саппера о "Бульдоге" Драммонде; с раннего возраста я хотела работать в разведке, - вспоминает Дафна Парк. - Я понятия не имела, как все это будет, но всегда этого хотела".
Дерзкие проделки вымышленных шпионов не только привлекали людей к работе в аппарате разведслужбы; они помогали МИ-6 вербовать агентов - тех, кто хотел бы заниматься шпионажем и добывать секретные сведения.
"Мы имели дело со многими людьми в различных регионах мира, которые пришли к нам или работали с нами потому, что им казалось, что мы знаем намного больше, чем кто-либо другой", - говорит сэр Колин.
Многие знают о существовании МИ-6 благодаря человеку под номером 007. Ян Флеминг, автор книг о Джеймсе Бонде, никогда не работал в МИ-6; во время Второй мировой войны он служил в разведке военно-морского флота. Создавая образ Джеймса Бонда, Флеминг использовал черты нескольких офицеров разведки, которых знал.
Джеймс Бонд, особенно перенесенный на киноэкран, в значительной степени сформировал представления обычных людей о МИ-6, хотя на самом деле ее начальника звали "Си", а не "Эм".
Он [Джон Ле Карре] осмеливается говорить о том, что это - мир холодных предателей. На самом деле это не так. Это мир доверия. Вы не можете руководить работой агента без обоюдного доверия
Дафна Парк, бывшая сотрудница МИ-6
Египетские разведслужбы покупали книги Флеминга, чтобы использовать их при подготовке своих сотрудников.
Значит, люди думают, что в жизни все происходит, как у Бонда?
"Обычно они именно так и думают, - говорит сэр Колин. - На самом деле все это не так. Мы не убиваем людей в темных аллеях. Это совершенно другой мир".
Но Бонд все-таки приносит пользу.
"Все смотрят Бонда, - отмечает сэр Колин. - Нет ничего плохого в том, что он влияет на нашу репутацию. Если вы посмотрите на тех, кто нам когда-либо помогал, значительная часть из них была британцами, которые делали это безвозмездно - ну, может, за бутылку виски на Рождество. Вы знаете, благодаря нашей репутации у нас были замечательные помощники, и это чрезвычайно важно".
Однако, по словам бывшего полковника КГБ Михаила Любимова, детище Флеминга не произвело большого впечатления на русских.
"В КГБ к фильмам о Бонде никогда не относились серьезно", - говорит Любимов.
Еще одним писателем, который в значительной степени сформировал отношение обычных людей к МИ-6, является Джон Ле Карре. Реальные шпионы испытывают смешанные чувства по поводу его героев, которые часто далеки от совершенства.
"Все эти годы в службе существовали два мнения по этому поводу, - говорит сэр Колин Макколл. - Некоторые были возмущены книгами Джона Ле Карре, потому что он всех выставляет неприятными типами, которые все время плетут заговоры друг против друга. Людей это довольно сильно раздражало. Но мне это нравилось, потому что он тоже говорил о нашей организации, как в свое время делали Бонд, Джон Бьюкен и все остальные, и благодаря этому представителям двух поколений мы казались чем-то особенным ".
Дафна Парк - не поклонница Джона Ле Карре: "Он осмеливается говорить о том, что это мир холодных предателей. На самом деле это не так. Это мир доверия. Вы не можете руководить работой агента без обоюдного доверия".
Ле Карре, который недолгое время проработал в МИ-5 и МИ-6, не захотел беседовать с автором этой статьи.
По мере того, как британская секретная служба выходит из тени на свет, некоторые мифы и загадки исчезают. Некоторые ее сотрудники считают, что это неизбежно и даже полезно, поскольку улетучиваются самые бредовые представления о МИ-6. Другие же жалеют об этом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий