четверг, 6 января 2011 г.

«Тайная война». Меч и лира. Литераторы в разведслужбах

Распечатано с сайта Chekist.RU

Программа 

«Тайная война». Меч и лира. 

Литераторы в разведслужбах

26 декабря 2010 

Автор сценария: Светлана Униговская. В программе принимали участие: Ян Едынак, первый заместитель руководителя холдинга «Политика», главный редактор журнала «Политика»; Василий Ставицкий, член Совета по государственной политике при председателе Совета Федераций, президент Академии проблем мира и противодействия войне, академик, почетный сотрудник контрразведки.
Сейчас уже не секрет для многих, что некоторые знаменитые мастера слова были тайными агентами... Бытует мнение, что настоящий разведчик – тот, кого в этом и не заподозришь. Но вовсе необязательно, чтобы он был сереньким неприметным типом. Мол, на такого взглянул – и забыл. Быть всегда на виду, – тоже неплохой способ замаскироваться. Писатели-разведчики маскировались своими литературными произведениями. 

Полный список примеров такого рода составить, наверное, уже невозможно. Кто-то так и остался «просто литератором», кто-то еще может рассказать миру о своей второй тайной жизни. В любом случае, история знает множество примеров, когда на разведку работали писатели самых разных стран и эпох... 

У историков и литературоведов есть гипотеза, что под псевдонимом Шекспир — создавал свои шедевры английский литератор Кристофер Марло...

Ян ЕДЫНАК: Интересный персонаж английской истории и английской литературы Кристофер Марло. Он известен сейчас разве что шекспироведам. А на самом деле это был драматург, чья популярность даже превышала популярность Шекспира. И есть такая теория, что некоторые ранние пьесы Шекспира написаны в сотрудничестве с Марло. Он тоже с английскими спецслужбами и там очень странная его гибель была, якобы в пьяной драке где-то его убили, но слухи упорные ходили, что это было результатом вот какой то игры спецслужб или войны спецслужб...

В XVI веке известный политик Френсис Уолсингем сыграл важную роль в зарождении британских спецслужб. Он очень любил свою жену и детей. А еще он любил подающего надежды поэта, упомянутого Кристофера Марло: как литератора – вполне возможно, как человека и сексуального партнера – совершенно точно. В свое время, будучи студентом, Марло злостно прогуливал занятия, за что его пытались отчислить из Кембриджского университета… Не тут-то было. Сохранилось письмо ректору, в котором члены некоего тайного совета объясняли частые отлучки норовистого юноши служением родине и намекали, что Ее Величество будет недовольна… И ни слова о том, что это сэр Френсис завербовал своего любовника. 

Уже потом Марло прославился как поэт и драматург, а также как атеист и изрядный скандалист. На распустившегося агента завели дело. Отпущенный на время следствия, он получил смертельный удар ножом в пьяной драке… по официальной версии. Конечно, она заслуживает внимания: если человек слишком много знает и при этом теряет чувство меры, то убрать его – естественное решение. Однако по неофициальной версии покровитель тайно переправил Марло во Францию, где тот продолжал работать на английское правительство. А через две недели после происшествия стали много говорить о каком-то Шекспире… У гипотезы, что Шекспир – это и есть бывший Марло, есть по крайней мере одно основание: оба пользовались широким признанием уже при жизни. 

Ян ЕДЫНАК: Пожалуй, самым известным и самым первым из писателей, о которых известно, что он был связан с разведкой — это Даниель Дефо. Он не только создатель Робинзона Крузо. Он один из создателей английской спецслужбы, до сих пор самой мощной в мире. 

Автора знаменитого «Робинзона Крузо» всегда тянуло к авантюрам. Начитавшись в молодости приключенческих романов, Даниэль и сам взялся за перо. Начал с язвительных политических комментариев... дело пошло, и Дефо создал собственную газету «Обозрение». Казалось, что газета выражает интересы либералов, на деле же она финансировалась из королевской казны и в скрытой форме проводила правительственную политику: тут Дефо показал себя настоящим мастером контрпропаганды, дезинформации и провокации. 

Успешной была и слежка за якобитами – сторонниками Якоба Стюарта. Не без помощи Дефо в 1717 году правительству стало известно, что они готовят восстание при поддержке посольства Швеции. Чтобы сорвать эти планы, Дефо развернул бурную кампанию, печатая свои материалы одновременно в 26 изданиях самых разных политических направлений. Целью этой кампании была дискредитация шведского короля. Войдя в доверие к редакциям, Дефо фактически контролировал их политику и имел возможность вовремя нейтрализовать любую попытку нанести ущерб правительству. Позже он письменно изложил схему организации секретной службы, которая позволила бы министрам получать надежную информацию со всех концов страны. Сутью этого плана была охватывающая все Британию сеть доверенных лиц, то есть тех же агентов...


Ян ЕДЫНАК: Еще один великий драматург, на сей раз французский — Бомарше. Он был не только известнейшим часовым мастером и создателем трилогии о Фигаро. Н он был и крупнейший в мире на тот момент торговцем оружия! Во многом Америка обязана именно его деятельности своим освобождением, победой Вашингтона. Потому что все это оружие шло из Англии, шло в огромных количествах, естественно, у Франции были свои интересы, она очень хотела ослабить Англию, и поэтому через частные фирмы созданные Бомарше, это все шло потоком.

Разведчиками были и Киплинг, и Джонатан Свифт. Сотрудничали с секретной полицией известный поэт эпохи реставрации Эндрю Марвел, путешественник и переводчик «Камасутры» сэр Ричард Бартон... 

А что до отечественных пиитов-разведчиков, то здесь любопытно вспомнить патриарха русской поэзии XVIII века — Гаврилу Романовича Державина... Родители поэта - небогатые мелкопоместные дворяне - не мечтали ни о славе, ни о роскоши для сына. Молодой человек не успел кончить гимназический курс, как в начале 1762 года из-за произошедшей канцелярской ошибки был призван в Петербург на военную службу на год раньше положенного срока и к тому же записан, хотя и в гвардейский Преображенский полк, однако солдатом. Из-за тяжелого материального положения, отсутствия высоких покровителей и крайне неуживчивого нрава Державину пришлось десять лет ждать офицерского чина... 

Василий СТАВИЦКИЙ: Державин участвовал в том числе вот и в подавлении Пугачевского восстания. В этот период произошло его определённое продвижение по военной службе. Он был инициативным, он был предприимчивым человеком, в это время ему присвоили первое воинское звание, офицерское звание. Вот даже имея такое небольшое звание, он совершал действительно великолепные мероприятия, связанные с противодействием деятельности пугачевских бунтарей... В том числе, в том числе он выполнял определенные, ну чисто экспедиционные возглавлял отряды, он возглавлял небольшой отряд, который выполнял разведывательную функцию... В этот период он знакомится, с князем Потемкиным. Вот, кстати, это знакомство в последующем сыграет положительную роль. 

На подавление пугачевского бунта императрица отправляет генерала Бибикова. Понимая, что другого шанса продвинуться по службе может и не случиться, Державин просится с генералом в Казань. Его просьба удовлетворена. Державин с секретными поручениями посещает Самару, Симбирск, Саратов, принимает деятельное участие в усмирении пугачёвского бунта в качестве члена секретной следственной комиссии. Деятельность Державина во время пугачёвщины во многом загадочна. Сам он ставил себе в особую заслугу, то, что (цитируем) «имея возможность добиться «всего», чего бы ни захотел, не изменил Екатерине»... Что бы это значило? Изменить своей императрице он мог только в случае контакта с самим Пугачевым или его приспешниками. Возможно, такая встреча и состоялась...

Когда пугачевский бунт был подавлен, на офицеров посыпались дары: ордена, денежные вознаграждения, имения... Не коснулась царская милость лишь Гаврилы Романовича... Более того — главнокомандующий хотел (цитируем) «повесить Державина вместе с Пугачёвым». 

Василий СТАВИЦКИЙ: Завистники по военной линии, зная большие заслуги, сделали ложное обвинение в его адрес, что он якобы в период проведения рейдов встречался с Пугачевым... Это примерно напоминает события «Капитанской дочки», описанные в своей время Пушкиным. Это где-то косвенно перекликается, и я даже, честно говоря, думал, Пушкин воспользовался этим сюжетом. Но я не имею на это фактов, но, тем не менее, такая вот прямая параллель есть определённая. Так вот — его обвинили в связи с Пугачевым, что он как бы выполнял двойную функцию. И против него было возбуждено уголовное дело. И вместо наград, которые он заслуживал, он фактически мог получить уголовный срок.

Вот тут-то и помог Державину всесильный фаворит Потемкин. Уголовное дело было прекращено, однако из армии Гаврила Романович все же был вынужден уволиться. Всецело посвятив себя поэзии и служению своей стране, он в дальнейшем смог сделать головокружительную карьеру на государственном поприще... 

Свои разносторонние дарования автор «Горя от ума», видный российский дипломат Александр Сергеевич Грибоедов оценивал иронически. Он говорил: «Талантов много, но среди них – ни одного настоящего». По всей вероятности, этот афоризм родился в припадке скромности, потому что композитором, пианистом, литератором и дипломатом он был высокопрофессиональным. Сочинитель Грибоедов в документах того времени «числился по дипломатическому ведомству». На самом деле Александр Сергеевич был офицером русской военной разведки, того, что сейчас называется ГРУ. Должность посла в Персии, на которую его назначил император, была лишь вывеской, прикрытием. Грибоедов считался в военной разведке уже человеком опытным. Это была не первая его командировка. Что от него требовалось? Поддерживать нормальные отношения с шахом при соблюдении военных интересов России, в первую очередь на Кавказе. Собирать сведения об экономике Персии, о соседних странах — Афганистане, Турции, изучать обстановку через доверенных лиц, а при необходимости переправлять этих лиц через «окно» в безопасное место... Но нападение на русскую миссию в Тегеране трагически прервало жизнь Грибоедова... Эта акция была организованна при поддержке некоторых европейских стран, а зачинщиками выступали англичане. Это была целенаправленная попытка устранить опасного противника. Сильная Россия никогда никого не устраивала... 

Все с детства помнят басни дедушки Крылова... А между тем русский Лафонтен на самом деле был оперативником нашей таможни. Другими словами — ловил контрабандистов. Информацию собирал очень грамотно. Большую половину дня просиживал у так называемого бельэтажного окна своего ведомства — оно располагалось чуть выше человеческого роста. И беседовал с проходящими мимо людьми, заодно общался со своей агентурой. Ничего предосудительного в этом для того времени не было: побеседовал с известным человеком, собрал материал для будущей басни. Но документы в архивах свидетельствуют: работал Иван Андреевич сверхудачно не только как литератор, а не в последнюю очередь — как борец с контрабандой. 

Самый пронзительный русский лирик — Тютчев свою литературную деятельность, которая его обессмертила, считал (вот парадокс!) делом второстепенным. Основным же в его жизни была и оставалась дипломатия. С 18-и лет (целых 22 года) он служит дипломатом при русских миссиях в разных городах Европы. 

Василий СТАВИЦКИЙ: Много лет, конечно, жил и работал в Европе, выполнял самые различные задачи дипломатические, ну, и в том числе, как мы говорим, - разведывательные. Но еще раз хочу подчеркнуть, речь идет не о каких-то там поворотных мероприятиях, а именно на оказание воздействия, на общественность Запада, на сближение отношений между Европой и Россией

Его можно было бы назвать агентом влияния... К середине 1860-х годов Федор Иванович Тютчев занял очень весомое место во внешнеполитической жизни России. Роль его на этом поприще была чрезвычайно важна. И дело тут, конечно, не в том факте, что 30 августа 1865 года он был произведен в тайные советники, то есть достиг третьей, а фактически даже второй ступени в государственной иерархии (к первому чиновному классу принадлежал, да и то только с 1867 года, всего один человек — канцлер Горчаков). Главная деятельность Тютчева разворачивалась на неофициальных путях, была как бы скрыта от любопытных глаз, затемнена. Можно сказать, что это был дипломат невидимого фронта. Став ближайшим и незаменимым сподвижником Горчакова, он во многом управлял его деятельностью, подавал нужные идеи, проекты, связанные с насущной и будущей судьбой России, оставаясь в тени. В этом отношении он действительно был тайным советником не только государственного канцлера, но и самого императора Александра II. 

Повесть «Ася», как и многие другие, Иван Сергеевич Тургенев написал заграницей, где, собственно, он провел большую часть своей жизни... У читателей как-то уже давно сформировалось мнение, что на родину писатель не стремился из-за роковой страсти к Полине Виардо... Однако, мало кому известно, что безнадежно влюбленный Иван Сергеевич не просто так таскался за певицей по городам Европы — свои чувства он совмещал с достаточно напряженной работой. Дело в том, что Тургенев был чиновником по особым поручениям. Занимался в Париже тем, что сейчас на профессиональном сленге разведчиков называется «активными мероприятиями». В его задачу входило отслеживание в зарубежной прессе всей неправдивой информации о России, а так же создание благоприятного имиджа нашего государства на западе. То есть Тургенев был своего рода участником тогдашней идеологической войны. Он имел очень большую агентуру в разных городах Европы. Его агенты публиковали «нужные» статьи о России. И занимался этой деятельностью Иван Сергеевич «не корысти ради, а пользы для». Тогдашний глава Третьего отделения граф Орлов в тайной переписке упрекает Тургенева в том, что тот совсем не расходует казенные деньги, а использует частные, то есть свои. Иван Сергеевич — надо сказать, был весьма состоятельным человеком, одной из богатейших помещиц России была его мать. Поэтому Тургенев Орлову гордо отвечал: «Отчет в своих деяниях я даю государю, отчет о деньгах — никому». Он понимал, что не может тратить больше денег, чем положено русскому барину за границей. Ведь тогда французская контрразведка вполне могла его заподозрить: либо он — игрок и шарлатан, либо — шпион. 

Так тонко и профессионально рассказать о театре мог только актер либо режиссер, либо... профессиональный разведчик! Ведь, согласитесь, лицедейство — неотъемлемый атрибут шпиона. Тот, кто рассказал нам о переживаниях великой актрисы Джулии Ламберт, мог бы поведать и о том театре, в котором он сам играл множество ролей... 

Автор замечательного романа «Театр» - Сомерсет Моэм - на службу в разведку попал в 1905 году. Он был направлен в Швейцарию... 

Ян ЕДЫНАК: Первые сообщения о Ленине, о существовании такого человека английская разведка получила от Сомерсета Моэма, который был тогда резидентом в Швейцарии. И он там указывал, что это очень опасный человек, и надо был его как-то остановить, потому что он может таких дров наломать, что непонятно, чем это все закончится. Кстати Моэм и после долго и активно сотрудничал с английской разведкой, вообще у англичан вот эта мода на писателей в разведке, - она очень сильна. Там, пожалуй, я не знаю другую спецслужбу, где столько было бы пишущих людей... 

В 1917 году Моэм был направлен в Москву с заданием поддерживать меньшевиков в борьбе против большевиков, выступавших за мир, и удержать Россию в состоянии войны с немцами. Получив валюту для финансирования меньшевистской партии, под псевдонимом «Сонервиль» он прибыл в Россию… Его отчет был выдержан в мрачных тонах. В сентябре Моэм телеграфирует в Лондон: «Керенский теряет популярность и сомнительно, чтобы он удержался. Сепаратного мира не будет, но будет хаос и пассивное неповиновение на русском фронте». Моэм настаивал на поддержке меньшевиков и предложил программу променьшевистской пропаганды. Однако остановить раскручивавшуюся не одно десятилетие машину русских революций было уже невозможно. После октябрьских событий Моэм уехал из России и больше туда не вернулся. При этом писатель совершенно серьезно говорил о своей личной ответственности за то, что в России победили большевики. Он полагал, что если бы его миссия началась на полгода раньше, все могло быть иначе… После неудачи в России Моэм практически свернул свою шпионскую карьеру, полностью переключившись на литературу. 

Со времен мифического Одиссея известно, что самое лучшее прикрытие для ведения разведывательной работы — это путешествие. Так параллельно с литературной работой Николай Степанович Гумилев был известен и своими путешествиями по Европе, и особенно по Африке, коих с 1907 по 1913 год он совершил как минимум три с целью, как он не уставал афишировать, поохотиться на леопардов и слонов и набраться экзотических впечатлений. 

Ян ЕДЫНАК: Все знают Николая Гумелева, трагическую судьбу, он же в Африку ездил не для того, чтобы писать стихи о жирафах и озере Чад, это просто так... А там шла большая игра между Россией и Великобританией, Францией и вот этот регион, который посещал Гумилев, очень интересовал русский Генштаб. Это, кстати, регион, мы сейчас каждый день мы о нем узнаем новости, потому что это так называемый африканский рог, это Сомали. Вот эти вот воды, которые любят пираты и всегда любили военные флоты разных великих держав, по той причине, что там очень удобное место для судоходства, одно из самых удобных в регионе...

Надо признать, что прямых указаний и документов на его причастность к деятельности разведывательного управления российского Генерального штаба никем не обнаружено и, вероятно, не будет обнаружено никогда. Отечественная разведка, когда хотела, умела работать не только профессионально, но и элегантно. А вот косвенных свидетельств такой работы филолога и поэта, как представляется, более чем достаточно. При этом следует допустить, что первые две экспедиции - 1907 и 1910 годов - он, скорее всего, действительно совершил на свой страх и риск, чего никак нельзя сказать об экспедиции 1913 гада - самой длительной и насыщенной, проведенной аккурат за год до начала Первой мировой войны и трехлетней (с 1914-го по 1917-й год) гражданской войны в Эфиопии...

Третья экспедиция Николая Степановича, длившаяся с 10 апреля по 20 сентября предвоенного 1913 года, проходила под прямым патронажем Музея антропологии и этнографии Императорской Академии наук. Директор музея академик Василий Васильевич Радлов в немыслимо короткие сроки договорился с Правлением русского Добровольного флота о бесплатном проезде Гумилева и его спутника Сверчкова на пароходе флота от Одессы до Джибути и обратно. Официально Николаю Степановичу предписывалось отправиться «в Абиссинию для собирания этнографических коллекций и для обследования племен галла и сомали». 

Сам же Гумилев в своем дневнике детализирует и уточняет поставленные перед ним задачи, очень далекие от постоянно рекламируемой им экзотической охоты: «Я должен был... захватить возможно больший район исследования; делать снимки, собирать этнографические коллекции, записывать песни и легенды» - Не здесь ли «спрятана» основная задача экспедиции — отснять возможно больший район исследований? Недаром в официальный отчет заказчику, то есть Музею антропологии и этнографии, войдут три этнографические коллекции и ни слова не будет сказано о четвертой — огромной коллекции фотографий. А ведь двойное назначение фотоматериалов хорошо известно: они могут использоваться не только в «Справочнике-путеводителе туриста», но и с целью инженерной разведки. 

Известно, что во время Первой мировой войны Николай Гумилев подал в Генеральный штаб России специальный меморандум, в котором была дана всесторонняя характеристика Абиссинии с точки зрения «военного потенциала»... 

Василий СТАВИЦКИЙ: Когда он понял, что в Европе ему делать нечего, в 18 году он возвращается в советскую уже Россию. И полностью себя отдает творчеству, поскольку до этого он почти 4 года практически был в окопах. Ну, не в буквальном смысле в окопах, он в разведывательной роте служил, возглавлял, но это те же окопы, вы сами понимаете, это не где то там в штабе сидеть. Это надо было день - через день куда-то выезжать, добывать языков и так далее и так далее, выполнять разведывательную функцию, в условиях войны это каждый день риск собственной жизнью. За что кстати за свою он был ранен и вместе с тем был, два георгиевских креста получил за свою деятельность. 

Сценарий фильма «Наш человек в Гаване» написал популярный в своё время писатель Грэм Грин на основе его же одноименного романа-бестселлера. Скромный торговец пылесосами изобразил последнюю модель бытового прибора в гигантском масштабе... Затем он рапортовал секретной службе МИ-6, что, пролетая на самолете над островом Куба, собственными глазами видел это секретное сооружение… За такую «бесценную» информацию МИ-6 не поскупилась с гонораром! И тихий бесцветный клерк зажил припеваючи…

Дело в том, что Грэм Грин служил в МИ-6 в качестве тайного агента. Правда, его деятельность была весьма экстравагантной... Вот один из проектов: будучи во Фритауне, столице государства Сьерра-Леоне в Западной Африке, он предложил открыть на средства МИ-6 публичный дом, который, по его мнению, обязательно привлек бы офицеров французского флота. Представительницы древнейшей профессии могли бы «выуживать» ценную информацию у французов и передавать ее Грину. Видимо, руководство МИ-6 сочло подобное предложение неджентльменским и порекомендовало Грину изыскать иные возможности…

Вскоре Грэм охладел к разведке. Вплоть до самого окончания свой миссии во Фритауне он только и делал, что отсылал руководству бессмысленные доклады, которые иногда подписывал своим кодовым именем – «агент 59200», а иногда и именами героев произведений классической литературы. Его доклады изобиловали непонятными каламбурами, загадочными цитатами и ссылками на литературные произведения. По вечерам он приглашал к себе в гости друзей-англичан и развлекал их охотой на тараканов. Когда в 1943-м году его отозвали обратно в Великобританию, все вздохнули с облегчением...

Когда началась гражданская война в Испании, на помощь республиканцам пришли добровольцы буквально со всего мира. Общее число добровольцев, приехавших в Испанию воевать в Интербригадах, составило около 31 тысячи... 

Впечатления от этой войны нашли отражение в одном из самых известных романов Хемингуэя — «По ком звонит колокол»...

Ян ЕДЫНАК: Но мы знаем только о республиканских об интернациональных бригадах, но только по единственной причине, у франкистов не нашлось такого талантливого автора как Хемингуэй, и он не описал жизни и быт той стороны. Кстати, с Хемингуэем связано тоже интересная история. Его пытались завербовать советские, советская разведка, как раз в Испании, тогда очень многих вербовали. Но в конце концов передумали, просто потому что он пил без просыху, и обладал каким-то безумным характером, и с ним очень трудно было иметь дело.

В 1942 году Хемингуэй предложил послу США на Кубе Брендену свою помощь в борьбе с нацизмом. Он был убежден, что остров кишит шпионами, которые поддерживают связь со своими подводными лодками, патрулирующими Карибское море. Хемингуэй предложил создать агентурную сеть с целью проникновения в ряды противника. А также попытаться уничтожить как можно больше вражеских подводных лодок. Осуществление этого плана Хемингуэй брал на себя... Посол, как ни странно, согласился, пообещав каждый месяц выплачивать папе Хему и его компании 500 долларов из фондов американской разведки...

В результате родилась весьма своеобразная агентурная сеть. Другой такой, наверное, не было за всю историю разведки. В эту тайную организацию входило 25 человек: портовые грузчики, профессиональные картежники и контрабандисты, парочка испанских аристократов в изгнании, несколько официантов из любимого ресторанчика, американский миллионер, бывший спортсмен и католический священник, который в свое время служил в армии пулеметчиком. Официально новоиспеченная шпионская организация называлась «преступный цех»... Охотясь на нацистскими подводными лодками яхта «Пилар» выходила в море. От рассвета до заката капитан и его команда самозабвенно удили рыбу. Когда не было клева, - развлекались стрельбой по пустым бутылкам. По возвращении на берег устраивали шумные попойки, которые заканчивались ближе к утру... Однако 43-м году государственное финансирование прекратилось. На Кубу была направлена команда профессионалов из ФБР... Впрочем, последним смеялся все-таки Хемингуэй. Эти морские вылазки дали ему богатый материал для повести «Старик и море», за которую в 54-м году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Джонатан Свифт, Вольтер, Редьярд Киплин, Джон Голсуорси, Герберг Уэллс, Ян Флеминг — пожалуй, и не перечислить всех литераторов, работающих на разведслужбы... Кто-то этим занимался по идейным соображениям, кто-то — из-за денег... Были и те, кто нуждался в новых острых впечатлениях... Так или иначе — благодаря им на страницах книг появились весьма симпатичные шпионы, агенты всех мастей, умопомрачительные истории об их подвигах. Ведь без шпионов и агентов уже нельзя представить современную культуру. И не важно, что зачастую «рыцари плаща и кинжала» в фильмах и книгах совсем не похожи на их прототипы из жизни. Человечеству, взрослому и еще несовершеннолетнему, нужны сказки про «героев нашего времени» - таинственных, бесстрашных, непобедимых спасателей «мира во всем мире»... 

…Но среди литераторов, работающих на разведслужбы, были и те, кто, познав «изнанку жизни», искали спасительные доводы против бесчеловечности и цинизма в творчестве — литературе, поэзии... В результате они подарили нам пронзительные строки о любви и о высоте человеческого духа... Эти гениальные строки, конечно же, не имеют ничего общего с дипломатическими интригами, слежкой, вербовкой и прочими хитросплетениями тайной войны... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий