Прослушивание телефонов в международном праве и законодательстве одиннадцати европейских стран (в том числе Украины и России)
ХАРЬКОВСКАЯ ПРАВОЗАЩИТНАЯ ГРУППАХАРЬКОВ1999 СодержаниеОТ СОСТАВИТЕЛЯПРОСЛУШИВАНИЕ ТЕЛЕФОНОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ СТАНДАРТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПЕРЕХВАТУ ТЕЛЕФОННЫХ СООБЩЕНИЙ ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОДИННАДЦАТИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН О ПРОСЛУШИВАНИИ ТЕЛЕФОННЫХ РАЗГОВОРОВ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ГЕРМАНИЯ ФИНЛЯНДИЯ ФРАНЦИЯ ШВЕЙЦАРИЯ ШВЕЦИЯ ВЕНГРИЯ ПОЛЬША РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РУМЫНИЯ УКРАИНА Помогает ли тайный надзор в борьбе с преступностью?Деннис Телльборг КОНТРОЛЬ ЗА ИНФОРМАЦИЕЙ В ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВАХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УКРАИНА МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: СИСТЕМА "ECHELON" СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ АЗИЯ КОНТРОЛЬ КОММУНИКАЦИЙ И БОРЬБА ЗА СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ НЕМЕЦКИЙ ЗАКОН ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГАХ От составителяСреди многих средств, используемых государственными спецслужбами, прослушивание телефонных разговоров[1] весьма специфично. С одной стороны, это ценное, даже необходимое средство борьбы с преступностью. С другой стороны, не будучи таким явным ограничением прав человека, как, например, конфискация имущества, прослушивание телефонных разговоров государством представляет собой не меньшую угрозу свободе человека. В худшем случае прослушивание телефонов означает, что не подотчетные общественности государственные спецслужбы получают секретный доступ к частным разговорам с целью нахождения какого-либо компромата или же просто с целью выявления и запугивания инакомыслящих. Люди, прожившие десятки лет в тоталитарных советских государствах и зафиксировавшие тем или иным образом свою нелояльность этому строю, хорошо помнят ощущение полной незащищенности и необходимость скрывать свои действия и свои отношения с другими людьми от всевидящего глаза и всеслышащего уха служб безопасности. После бархатных революций в Центральной и Восточной Европе и распада СССР ситуация изменилась. Новые парламенты и правительства постсоветских стран заявили о приверженности идеям демократии и прав человека. Почти все эти страны стали членами Совета Европы. Обязавшись выполнять Европейскую Конвенцию прав человека, они должны изменить законодательство и практику так, чтобы они соответствовали нормам европейского права, в том числе и в отношении действий спецслужб, условия работы которых, неизбежно связаны с опасностью нарушения права на неприкосновенность личной жизни, защищаемое 8 статьей Конвенции. Эта коллизия объективно обусловлена. Рост организованной преступности, терроризма, наркобизнеса требует неординарных действий спецслужб по пресечению и раскрытию преступлений, а для этого необходимы все более совершенные методы и средства получения информации. Поэтому понятно желание спецслужб получить установленные законом дополнительные возможности. В то же время исторический опыт убеждает, что во всех без исключения странах отсутствие реального надзора за действиями спецслужб неизбежно приводит к злоупотреблениям, к слежке за деятелями оппозиции, профсоюзов, журналистами, активистами движения за права человека, просто нешаблонно мыслящими людьми. В настоящем издании предпринята попытка рассмотрения законодательства ряда европейских стран о прослушивании и его соответствия нормам международного права. Вначале дано определение перехвата телефонных разговоров согласно международному праву, затем описаны относящиеся к нему решения Европейского Суда по правам человека (обзор ограничен решениями, принятыми до начала В последующей части книги приводится информация о международных и национальных проектах, ставящих целью контроль за информацией в электронных средствах коммуникаций: о межконтинентальной системе Echelon, проекте Европейского Союза ENFOPOL, законе США о содействии правоохранительным органам в области коммуникаций, российской СОРМ и др. В Приложении дан перевод немецкого закона о телекоммуникациях, одного из немногих национальных законов, регулирующих развитие современных электронных коммуникаций. Б(льшая часть книги является обзором западных источников, некоторые разделы написаны составителем. Книга является одним из плановых результатов работы Харьковской правозащитной группы в международном Проекте "Службы безопасности в условиях конституционной демократии". Без информационной и консультативной поддержки Проекта книга просто не состоялась бы. Мы приносим глубокую благодарность всем участникам Проекта, помогавшим в работе над книгой, и прежде всего профессору Кейт Мартин и профессору Анджею Жеплинскому. Мы сердечно благодарим также вице-президента Академии правовых наук Украины профессора Юрия Михайловича Грошевого за ценные замечания и редактора бюллетеня российской правозащитной сети "Права человека в России" Сергея Смирнова за возможность использовать подготовленные им материалы. Е.Е.Захаров |
Комментариев нет:
Отправить комментарий