Особенности разведывательно-боевой
деятельности
частей и подразделений специальной
разведки в
условиях Афганистана (начало)
Страница 1 из 9
Предназначено для
офицеров, прапорщиков,
сержантов и солдат,
курсантов учебных
подразделений соединений
и частей специального
назначения
офицеров, прапорщиков,
сержантов и солдат,
курсантов учебных
подразделений соединений
и частей специального
назначения
Designed for officers, warrant
officers, sergeants and
soldiers, cadets training units
and units of special purpose
officers, sergeants and
soldiers, cadets training units
and units of special purpose
Содержание
Глава 1
РЕСПУБЛИКА АФГАНИСТАН
РЕСПУБЛИКА АФГАНИСТАН
Глава 2
СИЛЫ АФГАНСКОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ И ТАКТИКА ЕЕ ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ
СИЛЫ АФГАНСКОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ И ТАКТИКА ЕЕ ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ
Глава 3
СПЕЦИАЛЬНАЯ
РАЗВЕДКА.
ЕЕ РОЛЬ И МЕСТО В ОКАЗАНИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РА В БОРЬБЕ С ВНУТРЕННЕЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ
Its role and place in international aid RA IN COMBATING internal counter
СПЕЦИАЛЬНАЯ
РАЗВЕДКА.
ЕЕ РОЛЬ И МЕСТО В ОКАЗАНИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РА В БОРЬБЕ С ВНУТРЕННЕЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ
Its role and place in international aid RA IN COMBATING internal counter
ВВЕДЕНИЕ
INTRODUCTION
-
INTRODUCTION
-
Коммунистическая партия и Советское государство делали все возможное, чтобы сохранять и упрочить мир, избавить человечество от угрозы ядерной войны, добиться равноправного взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами.
The Communist Party and Soviet government did everything possible to preserve and strengthen peace, to save humanity from the threat of nuclear war, to achieve equal and mutually beneficial cooperation with all countries.
Однако, воинствующие круги империализма, прежде всего американского, не могут смириться с тем; что мир, в котором они так долго командовали и хозяйничали, отказывается сложить и подчиняться им. Укрепление независимости освободившихся стран не устраивает империалистов. Поэтому они любыми путями, вплоть до военного вмешательства, пытаются подчинить себе эти страны.
Советский Союз, верный интернациональному долгу по отношению к странам и народам, борющимся за свою свободу и независимость, всячески сказывает им помощь в различных сферах, вплоть до военной. Ограниченный контингент советских войск в РА, выполняя интернациональный долг, надежно защитил молодую республику от посягательств внешних врагов и оказал необходимую помощь в борьбе с внутренней контрреволюцией.
Апрельская революция 1978 г. в Афганистане явилась одним из важных событий в жизни стран Среднего Востока" Под ее влиянием повысилась активность антимонархических сил, усилилась борьба народов Востока за национальные интересы и социальное освобождение.
Образование Республики Афганистан и оказание ей помощи со стороны Советского Союза и стран социалистического содружества вызвали злобу и ненависть у правящих кругов США и мусульманской реакции, которые стремились воспрепятствовать прогрессивным изменениям в регионе, с помощью внутренней контрреволюции развязали необъявленную войну против Афганистана, развернули активную антисоветскую и антикоммунистическую кампанию.
В ходе разведывательно-боевых действий частей и подразделений СПН по оказанию интернациональной помощи афганскому народу в борьбе с контрреволюцией специальной разведкой накоплен определенный опыт, главная ценность которого заключается в том, что он приобретен при выполнении задач в несколько необычных условиях, связанных с деятельностью контрреволюционных сил, применяемыми и приемами и способами вооруженной борьбы, этническими и физико-географическими особенностями Афганистана.
Подразделениям СПН в Афганистане с самого начала пришлось действовать в сложных условиях. Многоплановый характер особенностей предъявил самые высокие требования к подготовленности частей подразделений специального назначения, обязал изыскивать наиболее эффективные способы, методы и приемы организации специальной разведки и выполнения поставленных перед нею задач.
Особенности тактики действий мятежников, сложность национальных, классовых, религиозных и других отношений среди населения, сродные условия потребовали по-новому оценить возможности имеющихся сил и средств частей СПН, внести некоторые изменения в организационно-штатную структуру частей и подразделений СШ, применить новые способы и приемы выполнения разведывательных задач и специальных мероприятий. В частности, наряду с добыванием разведывательных сведений о действиях мятежников на разведывательные группы СПН возлагались задачи по их уничтожению, а также наведению авиации на выявленные объекты.
Командный состав специальной разведки, действовавший в РЛ, приобрел значительный опыт в организация боевого применения сил средств СПН, действиях в отрыве от основных сил, на разобщенных направлениях, что требовало от командиров всех степеней инициативности, смелости и воинского мастерства.
Боевой опыт, полученный частями и подразделениями специального назначения в РА, необходимо изучать и использовать в повседневной боевой подготовке личного состава.
Одним из наиболее серьезных источников напряженности на Среднем Востоке явилась ведущаяся с 1980 г. силами империализма, мусульманской реакции и Китаем необъявленная война против Республики Афганистан. Вооруженное вмешательство в дела РА являлось главным препятствием на пути нормализации положения в этой стране и вокруг нее. Кроме того, предпринимались попытки политической изоляции и установления экономической блокады, широкомасштабной психологической войны против Афганистана и сохранения напряженности в регионе с целью дискредитации внешней политики Советского Союза на международной арене, ослабления его военно-политического потенциала.
Наиболее активными врагами молодой республики выступали правящие круги США, проводившие самую настоящую политику экспорта контрреволюции, Великобритании, ФРГ, Франции, Италия, Японии, Израиля, Пакистана, Ирана, Египта, Саудовской Аравии, Китая. На сказание помощи афганской контрреволюции США и другие страны израсходовали более 3 млрд. долл.
Опираясь на широкую финансовую и военную помощь этих государств, афганская контрреволюция развернула активную борьбу против РА, Вдохновителем развязанной против молодой республики необъявленной войны являются Соединенные Штаты, которые израсходовали на подрывную деятельность против РА свыше 1,5 млрд. долл.
Президент Р.Рейган еще в марте 1981 г, открыто объявил о поддержке афганской контрреволюций, а после принятия в конце 1982 г. конгрессом США резолюции об оказании помощи афганским "беженцам" администрацией Р.Рейгана была разработана специальная программа, получившая название "секретные полувоенные операции". Размеры помощи мятежному движению существенно возрастали из года в год. Так, уже в 1984 г., Вашингтон предоставил контрреволюционным силам около 140 млн. долл., в 1985 г. - 220 млн., в 1986 г. - 470 млн., а в 1987 г. - свыше 680 млн. долл.
В Конгрессе США был создан специальный Комитет по контролю за оказанием помощи афганской контрреволюции, основная часть которой поступала к мятежникам в виде оружия и боеприпасов.
В последние годы все большее внимание уделялось обеспечению действующих на территории РА бандформирований новейшими средствами борьбы с воздушными целями. Об атом свидетельствует, в частности, увеличение поставок ПЗРК. Из Пакистана на территорию РА действующим бандформированиям доставлялись ПЗРК "Стингер" в "Блаупайп". Отмечалось наличие у мятежников скорострельных зенитных установок "Эрликон" швейцарского производства.
По мере эскалации необъявленной войны против РА постоянно наращивался поток китайских военных поставок для афганской контрреволюции. Только в 1986 г. объем помощи Китая мятежникам превысил 500 млн. долл. По сообщениям западной прессы, только за первую половину 1987 г. из КНР в Пакистан поступило до 80 тыс. автоматов, 1 тыс. РПГ, 1,5 тыс. пулеметов и большое количество различных боеприпасов. Переброски оружия осуществлялись морским путем по линии Тяньдзинь - Карачи, наземным-- по Каракорумскому шоссе, соединяющему Симьцзян-Уйчурский автономный район Китая с Пакистаном. На территории этого района находилось 5 центров подготовки мятежников (емкостью до 4 тыс. чел.), где проходили подготовку специалисты по применению реактивных снарядов, ПЗРК и других видов оружия.
Наращивали военную помощь афганской контрреволюции и ведущие капиталистические страны Европы.
Правительство ФРГ довело размеры военной помощи афганским мятежникам до 250 млн. марок. В г. Штутгарт был создан специальный центр по доставке оружия и боеприпасов бандформированиям через Пакистан.
Одним из активнейших участников необъявленной войны против РА являлось консервативное правительство Великобритания, объем военной помощи которой в 1987 г. составил 30 млн. фунтов стерлингов.
Франция ежегодно выделяла на нужды мятежного движения до 60 млн. франков. Французские специалисты развернули в Пакистане широкую сеть госпиталей и клиник для оказания помощи мятежникам.
Среди реакционных арабских государств наибольший вклад в оказание помощи афганской контрреволюции внесла Саудовская Аравия. В 1987 г. она ассигновала на нужды мятежников более 150 млн. долл. Ее порты являлись перевалочными пунктами по доставке оружия и боеприпасов контрреволюционным формированиям из западных стран,
Египет осуществлял широкие поставки мятежникам орудия и боеприпасов советского производства, ранее полученных в соответствии с договором с СССР.
Правительство Японии выделяло афганской контрреволюции до 25 млн. долл. В 1986 г. состоялась передача представителям штаб-квартир ведущих контрреволюционных организаций большой партии автомобилей, предназначенных для переброски оружия и боеприпасов из Пакистана и Ирака бандформированиям, действующим на территории РА. Одновременно контрреволюционному руководству было выделено до 400 портативных радиостанций.
Размеры ежегодной помощи объединенных Арабских эмиратов афганской контрреволюции составили до 2 млн. долл.
Основными плацдармами для ведения необъявленной войны против РА являлись Пакистан и Иран, На территории Пакистана было развернуто 124 центра и пункта военной подготовки членов афганских контрреволюционных партий, организаций и группировок. Ежегодно в них под руководством американских, английских, египетских, китайских, пакистанских и других инструкторов проходили подготовку до 50 тыс. мятежников. В Иране действовало 18 таких центров (пунктов), которые ежегодно готовили 10-15 тыс. мятежников. Основной контингент набирался из числа афганских беженцев.
В Пакистане располагались штаб-квартиры основных афганских контрреволюционных партий и организаций, наиболее крупными из которых являлись "Исламская партия Афганистана" (ИЛА, лидер Гульбеддин Хекматъяр), "Исламское общество Афганистана" (ИОА, Б.Раббани), "Национальный исламский фронт Афганистана" (НИФА, С.Н.Гялани), "Движение исламской революция Афганистана" (ДИРА, М.Наби), "Фронт национального спасения Афганистана" (ФНСА, С.Моджаддади), "Исламская партая Халеса" (ИП-Х, М.Ю.Халес). В Иране находились штаб-квартиры "Исламского движения Афганистана" (ИДА, А.М.Кандагари), "Хезб-е-Аддах" ("Партяя аллаха", К.Якдаст). Они руководила подрывной деятельностью вооруженных формирований мятежников на территории РА. Американцы и их партнеры по антиафганской борьбе принимали активные мэры по созданию объединенного фронта контрреволюции.
В Пакистане и Иране созданы были склады с оружием, боеприпасами, продовольствием, снаряжением, перевалочные базы оружия, поступавшего мятежникам. С каждым годом афганская контрреволюция получала из США, Великобритании, ФРГ, Италии, Китая и других стран во все больших количествах самое совершенное оружие, в том числе ПЗРК, зенитные установки, противотанковые средства, реактивные снаряды класса "земля-земля", противотанковые и противопехотные мины; средства разведки, связи и снаряжения.
Наряду с прямой финансовой и материальной помощью на приобретение оружия и боеприпасов США и другие западные страны выделяли средства на реализацию ряда проектов, направленных на эскалацию психологической войны против РА. В частности 500 млн. долл. выделялось на создание так называемой "афганской службы новостей", которой отводилась роль пропагандистского рупора контрреволюционных банд.
Пакистанские и иранские власти осуществляли широкую пропагандистскую компанию по дезинформации широкой общественности в качестве прикрытия своего дальнейшего вмешательства во внутренние деда Афганистана. В ней принимали участие и такие рупоры империалистической пропаганды, как "Голос Америки", "Би-би-си", "Немецкая волна", "Свобода", "Свободная Европа", а также "Агенство афганпресс" со штаб-квартирой в Лондоне и отделениями в Пешаваре и Равалпинди, "Афганский центр документации", "Юнайтед муджахид прecc", "Радио свободного Кабула" в районе Пешавара и другие. Помимо прямой помощи официальные власти США открыто поощрили создание и деятельность таких организаций как "Комитет за освобождение Афганистана", "Комитет помощи афганским беженцам", "Федерация американо-афганских действий" и других. Эти организации финансировали закупки афганской контрреволюцией вооружения у фирм, занимающихся международной торговлей оружием и боеприпасами.
В целом военная и финансовая помощь, оказанная иностранными государствами афганской контрреволюции, явилась основным фактором, способствующим подрывной деятельности мятежников в РА. Таковы факты вмешательства международного империализма во главе с США в дела Афганистана. Борьба за Афганистан давно уже переросла рамки чисто внутренней афганской проблемы и стала одним из узловых пунктов общего противоборства в регионе и мире между силами социализма, с одной стороны, и силами империализма и реакции, с другой. Именно поэтому процесс стабилизации положения в Афганистане протекал крайне медленно, некоторое улучшение обстановки в одних районах сменялось резким обострением в других. Для нормализации обстановки требуется максимальная концентрация усилий со стороны военно-политического руководства и всех демократических сил Республики Афганистан, активная помощь всех стран социализма во главе с Советским Союзом и невмешательство во внутренние дела Республики сил империализма.
27 апреля 1978 г. в Афганистане под руководством Народно-Демократической партии Афганистана (НДПА) была совершена революция и власть в стране перешла к Революционному совету. Афганистан был провозглашен демократической республикой. Страна вступила на путь глубоких социально-экономических преобразований: установили предел землевладения и стали распределять земли среди беднейшего крестьянства, установили контроль над ценами, расширены права национальных меньшинств, вступили в строй ряд важных экономических объектов и др.
Реакционные силы в лице крупных феодалов, компрадорской буржуазии. чиновничества, части духовенства, племенной верхушки, бывших военных, а также обманутые, политически неграмотные крестьяне, кочевники, ремесленники, учащиеся и студенты, а также деклассированные элементы после Апрельской революции эмигрировали в Пакистан и Ирак, где были сформированы многочисленные контрреволюционные организации и бандформирования. Резко возросло вмешательство американского империализма, китайского гегемонизма, реакционных режимов ряда мусульманских стран во внутренние дела Республики Афганистан.
Международная: реакция; стала оказывать огромную помощь формируемым вооруженным группам и отрядам мятежников, которые забрасывались на афганскую территорию. Путем обмана, угроз и подкупа контрреволюции удалось увлечь за собой политически неискушенную часть крестьянства, ремесленников, учащейся молодежи, интеллигенции, служащих. К декабрю 1979 г. бандформирования вели вооруженную борьбу против государственной власти в 17 из тогдашних 26 провинций Афганистана.
Трудности, с которыми столкнулась афганская революция на начальном этапе, были усугублены в первую очередь предательской деятельностью клики Амина, дезорганизовавших поступательное движение Апрельской революции. В сентябре 1979 г. физически уничтожив законного руководителя НДПА и государства Н.М.Тараки, Амин узурпировал власть и развернул в стране кампанию террора и репрессий. В ночь с 27 на 28 декабря 1979 г. здоровое патриотическое большинство НДПА, Революционного совета и Вооруженных сил Афганистана, опираясь на народные массы, свергло преступный режим Амина.
После ликвидация аминовского режима в стране начался новый этап Апрельской революции, основным содержанием которого явилось сплочение народа на пути осуществления национально-демократических преобразований. В апреле I980 г. Революционный совет ввел в действие Основные принципы Республики на период до принятия в стране конституции. В соответствии с этими принципами государственная власть в Афганистане принадлежит трудящимся города и деревни. Они опираются на широкий Национальный фронт, объединяющий все национально-демократические и патриотические силы. Гражданам Афганистана обеспечиваются и гарантируются неприкосновенность личности, право на труд, социальное обеспечение, образование, свободу вероисповедания. Основой внешней политики объявлены принципы мирного сосуществования и позитивного неприсоединения.
Новое руководство Афганистана обратилось к правительству Советского Союза с просьбой об оказании помощи, в том числе и военной. Советский Союз положительно откликнулся на эту просьбу и принял решение о вводе 29 декабря 1979 г, в Афганистан ограниченного контингента своих войск. Это решение базировалось на интернациональной солидарности советского народа с освободительной борьбой угнетенных народов и соответствовало положениям статей 51 Устава ООН и 4 советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, заключенного 5 декабря 1978 г. Учитывалось и огромное стратегическое значение Афганистана, большая протяженность советско-афганской границы (2346 км), необходимость надежной защиты южных рубежей нашей Родины.
В июне I980 г. в условиях постепенной нормализации жизни в стране СССР по согласованию с правительство Афганистана вывел из него некоторые части советского воинского контингента. СССР постоянно выступает за политическое урегулирование проблемы вокруг Афганистана. В Политическом докладе ЦК КПСС 27 съезду партий в отношении Афганистана отмечалось: "СССР поддерживает усилия этой страны, направленные на защиту своего суверенитета. Мы хотели бы же в самом близком будущем вернуть на Родину советские войска, находящиеся в Афганистане по просьбе его правительство. Согласованы с афганской стороной и сроки поэтапного их вывода, как только будет достигнуто политическое урегулирование, которое обеспечит реальное прекращение и надежно гарантирует невозобновление вооруженного вмешательства извне во внутренние деда Республика Афганистан". Стремясь ускорять политическое урегулирование вокруг Афганистана, советское руководство в октябре 1986 г. вывело из Афганистана на Родину 6 полков - один танковый, два мотострелковых и три зенитных с иx штатной техникой и вооружением.
Афганистан проводит курс на укрепление дружбы и сотрудничества с СССР; с другими странами социалистического содружества, стремится к поддержанию добрых отношений со всеми странами на основе взаимного уважения национального суверенитета и невмешательства вo внутренние дела друг. РА поддерживает дипломатические отношения более чем с 60 государствами мира. Выступает за нормализацию обстановки у ее границ, дружбу и сотрудничество со своими соседями - Пакистаном и Ираном.
Оказывая интернациональную помощь афганскому народу, ограниченный контингент советских войск в Афганистане выполнял следующие задачи:
The Communist Party and Soviet government did everything possible to preserve and strengthen peace, to save humanity from the threat of nuclear war, to achieve equal and mutually beneficial cooperation with all countries.
Однако, воинствующие круги империализма, прежде всего американского, не могут смириться с тем; что мир, в котором они так долго командовали и хозяйничали, отказывается сложить и подчиняться им. Укрепление независимости освободившихся стран не устраивает империалистов. Поэтому они любыми путями, вплоть до военного вмешательства, пытаются подчинить себе эти страны.
Советский Союз, верный интернациональному долгу по отношению к странам и народам, борющимся за свою свободу и независимость, всячески сказывает им помощь в различных сферах, вплоть до военной. Ограниченный контингент советских войск в РА, выполняя интернациональный долг, надежно защитил молодую республику от посягательств внешних врагов и оказал необходимую помощь в борьбе с внутренней контрреволюцией.
Апрельская революция 1978 г. в Афганистане явилась одним из важных событий в жизни стран Среднего Востока" Под ее влиянием повысилась активность антимонархических сил, усилилась борьба народов Востока за национальные интересы и социальное освобождение.
Образование Республики Афганистан и оказание ей помощи со стороны Советского Союза и стран социалистического содружества вызвали злобу и ненависть у правящих кругов США и мусульманской реакции, которые стремились воспрепятствовать прогрессивным изменениям в регионе, с помощью внутренней контрреволюции развязали необъявленную войну против Афганистана, развернули активную антисоветскую и антикоммунистическую кампанию.
В ходе разведывательно-боевых действий частей и подразделений СПН по оказанию интернациональной помощи афганскому народу в борьбе с контрреволюцией специальной разведкой накоплен определенный опыт, главная ценность которого заключается в том, что он приобретен при выполнении задач в несколько необычных условиях, связанных с деятельностью контрреволюционных сил, применяемыми и приемами и способами вооруженной борьбы, этническими и физико-географическими особенностями Афганистана.
Подразделениям СПН в Афганистане с самого начала пришлось действовать в сложных условиях. Многоплановый характер особенностей предъявил самые высокие требования к подготовленности частей подразделений специального назначения, обязал изыскивать наиболее эффективные способы, методы и приемы организации специальной разведки и выполнения поставленных перед нею задач.
Особенности тактики действий мятежников, сложность национальных, классовых, религиозных и других отношений среди населения, сродные условия потребовали по-новому оценить возможности имеющихся сил и средств частей СПН, внести некоторые изменения в организационно-штатную структуру частей и подразделений СШ, применить новые способы и приемы выполнения разведывательных задач и специальных мероприятий. В частности, наряду с добыванием разведывательных сведений о действиях мятежников на разведывательные группы СПН возлагались задачи по их уничтожению, а также наведению авиации на выявленные объекты.
Командный состав специальной разведки, действовавший в РЛ, приобрел значительный опыт в организация боевого применения сил средств СПН, действиях в отрыве от основных сил, на разобщенных направлениях, что требовало от командиров всех степеней инициативности, смелости и воинского мастерства.
Боевой опыт, полученный частями и подразделениями специального назначения в РА, необходимо изучать и использовать в повседневной боевой подготовке личного состава.
Одним из наиболее серьезных источников напряженности на Среднем Востоке явилась ведущаяся с 1980 г. силами империализма, мусульманской реакции и Китаем необъявленная война против Республики Афганистан. Вооруженное вмешательство в дела РА являлось главным препятствием на пути нормализации положения в этой стране и вокруг нее. Кроме того, предпринимались попытки политической изоляции и установления экономической блокады, широкомасштабной психологической войны против Афганистана и сохранения напряженности в регионе с целью дискредитации внешней политики Советского Союза на международной арене, ослабления его военно-политического потенциала.
Наиболее активными врагами молодой республики выступали правящие круги США, проводившие самую настоящую политику экспорта контрреволюции, Великобритании, ФРГ, Франции, Италия, Японии, Израиля, Пакистана, Ирана, Египта, Саудовской Аравии, Китая. На сказание помощи афганской контрреволюции США и другие страны израсходовали более 3 млрд. долл.
Опираясь на широкую финансовую и военную помощь этих государств, афганская контрреволюция развернула активную борьбу против РА, Вдохновителем развязанной против молодой республики необъявленной войны являются Соединенные Штаты, которые израсходовали на подрывную деятельность против РА свыше 1,5 млрд. долл.
Президент Р.Рейган еще в марте 1981 г, открыто объявил о поддержке афганской контрреволюций, а после принятия в конце 1982 г. конгрессом США резолюции об оказании помощи афганским "беженцам" администрацией Р.Рейгана была разработана специальная программа, получившая название "секретные полувоенные операции". Размеры помощи мятежному движению существенно возрастали из года в год. Так, уже в 1984 г., Вашингтон предоставил контрреволюционным силам около 140 млн. долл., в 1985 г. - 220 млн., в 1986 г. - 470 млн., а в 1987 г. - свыше 680 млн. долл.
В Конгрессе США был создан специальный Комитет по контролю за оказанием помощи афганской контрреволюции, основная часть которой поступала к мятежникам в виде оружия и боеприпасов.
В последние годы все большее внимание уделялось обеспечению действующих на территории РА бандформирований новейшими средствами борьбы с воздушными целями. Об атом свидетельствует, в частности, увеличение поставок ПЗРК. Из Пакистана на территорию РА действующим бандформированиям доставлялись ПЗРК "Стингер" в "Блаупайп". Отмечалось наличие у мятежников скорострельных зенитных установок "Эрликон" швейцарского производства.
По мере эскалации необъявленной войны против РА постоянно наращивался поток китайских военных поставок для афганской контрреволюции. Только в 1986 г. объем помощи Китая мятежникам превысил 500 млн. долл. По сообщениям западной прессы, только за первую половину 1987 г. из КНР в Пакистан поступило до 80 тыс. автоматов, 1 тыс. РПГ, 1,5 тыс. пулеметов и большое количество различных боеприпасов. Переброски оружия осуществлялись морским путем по линии Тяньдзинь - Карачи, наземным-- по Каракорумскому шоссе, соединяющему Симьцзян-Уйчурский автономный район Китая с Пакистаном. На территории этого района находилось 5 центров подготовки мятежников (емкостью до 4 тыс. чел.), где проходили подготовку специалисты по применению реактивных снарядов, ПЗРК и других видов оружия.
Наращивали военную помощь афганской контрреволюции и ведущие капиталистические страны Европы.
Правительство ФРГ довело размеры военной помощи афганским мятежникам до 250 млн. марок. В г. Штутгарт был создан специальный центр по доставке оружия и боеприпасов бандформированиям через Пакистан.
Одним из активнейших участников необъявленной войны против РА являлось консервативное правительство Великобритания, объем военной помощи которой в 1987 г. составил 30 млн. фунтов стерлингов.
Франция ежегодно выделяла на нужды мятежного движения до 60 млн. франков. Французские специалисты развернули в Пакистане широкую сеть госпиталей и клиник для оказания помощи мятежникам.
Среди реакционных арабских государств наибольший вклад в оказание помощи афганской контрреволюции внесла Саудовская Аравия. В 1987 г. она ассигновала на нужды мятежников более 150 млн. долл. Ее порты являлись перевалочными пунктами по доставке оружия и боеприпасов контрреволюционным формированиям из западных стран,
Египет осуществлял широкие поставки мятежникам орудия и боеприпасов советского производства, ранее полученных в соответствии с договором с СССР.
Правительство Японии выделяло афганской контрреволюции до 25 млн. долл. В 1986 г. состоялась передача представителям штаб-квартир ведущих контрреволюционных организаций большой партии автомобилей, предназначенных для переброски оружия и боеприпасов из Пакистана и Ирака бандформированиям, действующим на территории РА. Одновременно контрреволюционному руководству было выделено до 400 портативных радиостанций.
Размеры ежегодной помощи объединенных Арабских эмиратов афганской контрреволюции составили до 2 млн. долл.
Основными плацдармами для ведения необъявленной войны против РА являлись Пакистан и Иран, На территории Пакистана было развернуто 124 центра и пункта военной подготовки членов афганских контрреволюционных партий, организаций и группировок. Ежегодно в них под руководством американских, английских, египетских, китайских, пакистанских и других инструкторов проходили подготовку до 50 тыс. мятежников. В Иране действовало 18 таких центров (пунктов), которые ежегодно готовили 10-15 тыс. мятежников. Основной контингент набирался из числа афганских беженцев.
В Пакистане располагались штаб-квартиры основных афганских контрреволюционных партий и организаций, наиболее крупными из которых являлись "Исламская партия Афганистана" (ИЛА, лидер Гульбеддин Хекматъяр), "Исламское общество Афганистана" (ИОА, Б.Раббани), "Национальный исламский фронт Афганистана" (НИФА, С.Н.Гялани), "Движение исламской революция Афганистана" (ДИРА, М.Наби), "Фронт национального спасения Афганистана" (ФНСА, С.Моджаддади), "Исламская партая Халеса" (ИП-Х, М.Ю.Халес). В Иране находились штаб-квартиры "Исламского движения Афганистана" (ИДА, А.М.Кандагари), "Хезб-е-Аддах" ("Партяя аллаха", К.Якдаст). Они руководила подрывной деятельностью вооруженных формирований мятежников на территории РА. Американцы и их партнеры по антиафганской борьбе принимали активные мэры по созданию объединенного фронта контрреволюции.
В Пакистане и Иране созданы были склады с оружием, боеприпасами, продовольствием, снаряжением, перевалочные базы оружия, поступавшего мятежникам. С каждым годом афганская контрреволюция получала из США, Великобритании, ФРГ, Италии, Китая и других стран во все больших количествах самое совершенное оружие, в том числе ПЗРК, зенитные установки, противотанковые средства, реактивные снаряды класса "земля-земля", противотанковые и противопехотные мины; средства разведки, связи и снаряжения.
Наряду с прямой финансовой и материальной помощью на приобретение оружия и боеприпасов США и другие западные страны выделяли средства на реализацию ряда проектов, направленных на эскалацию психологической войны против РА. В частности 500 млн. долл. выделялось на создание так называемой "афганской службы новостей", которой отводилась роль пропагандистского рупора контрреволюционных банд.
Пакистанские и иранские власти осуществляли широкую пропагандистскую компанию по дезинформации широкой общественности в качестве прикрытия своего дальнейшего вмешательства во внутренние деда Афганистана. В ней принимали участие и такие рупоры империалистической пропаганды, как "Голос Америки", "Би-би-си", "Немецкая волна", "Свобода", "Свободная Европа", а также "Агенство афганпресс" со штаб-квартирой в Лондоне и отделениями в Пешаваре и Равалпинди, "Афганский центр документации", "Юнайтед муджахид прecc", "Радио свободного Кабула" в районе Пешавара и другие. Помимо прямой помощи официальные власти США открыто поощрили создание и деятельность таких организаций как "Комитет за освобождение Афганистана", "Комитет помощи афганским беженцам", "Федерация американо-афганских действий" и других. Эти организации финансировали закупки афганской контрреволюцией вооружения у фирм, занимающихся международной торговлей оружием и боеприпасами.
В целом военная и финансовая помощь, оказанная иностранными государствами афганской контрреволюции, явилась основным фактором, способствующим подрывной деятельности мятежников в РА. Таковы факты вмешательства международного империализма во главе с США в дела Афганистана. Борьба за Афганистан давно уже переросла рамки чисто внутренней афганской проблемы и стала одним из узловых пунктов общего противоборства в регионе и мире между силами социализма, с одной стороны, и силами империализма и реакции, с другой. Именно поэтому процесс стабилизации положения в Афганистане протекал крайне медленно, некоторое улучшение обстановки в одних районах сменялось резким обострением в других. Для нормализации обстановки требуется максимальная концентрация усилий со стороны военно-политического руководства и всех демократических сил Республики Афганистан, активная помощь всех стран социализма во главе с Советским Союзом и невмешательство во внутренние дела Республики сил империализма.
27 апреля 1978 г. в Афганистане под руководством Народно-Демократической партии Афганистана (НДПА) была совершена революция и власть в стране перешла к Революционному совету. Афганистан был провозглашен демократической республикой. Страна вступила на путь глубоких социально-экономических преобразований: установили предел землевладения и стали распределять земли среди беднейшего крестьянства, установили контроль над ценами, расширены права национальных меньшинств, вступили в строй ряд важных экономических объектов и др.
Реакционные силы в лице крупных феодалов, компрадорской буржуазии. чиновничества, части духовенства, племенной верхушки, бывших военных, а также обманутые, политически неграмотные крестьяне, кочевники, ремесленники, учащиеся и студенты, а также деклассированные элементы после Апрельской революции эмигрировали в Пакистан и Ирак, где были сформированы многочисленные контрреволюционные организации и бандформирования. Резко возросло вмешательство американского империализма, китайского гегемонизма, реакционных режимов ряда мусульманских стран во внутренние дела Республики Афганистан.
Международная: реакция; стала оказывать огромную помощь формируемым вооруженным группам и отрядам мятежников, которые забрасывались на афганскую территорию. Путем обмана, угроз и подкупа контрреволюции удалось увлечь за собой политически неискушенную часть крестьянства, ремесленников, учащейся молодежи, интеллигенции, служащих. К декабрю 1979 г. бандформирования вели вооруженную борьбу против государственной власти в 17 из тогдашних 26 провинций Афганистана.
Трудности, с которыми столкнулась афганская революция на начальном этапе, были усугублены в первую очередь предательской деятельностью клики Амина, дезорганизовавших поступательное движение Апрельской революции. В сентябре 1979 г. физически уничтожив законного руководителя НДПА и государства Н.М.Тараки, Амин узурпировал власть и развернул в стране кампанию террора и репрессий. В ночь с 27 на 28 декабря 1979 г. здоровое патриотическое большинство НДПА, Революционного совета и Вооруженных сил Афганистана, опираясь на народные массы, свергло преступный режим Амина.
После ликвидация аминовского режима в стране начался новый этап Апрельской революции, основным содержанием которого явилось сплочение народа на пути осуществления национально-демократических преобразований. В апреле I980 г. Революционный совет ввел в действие Основные принципы Республики на период до принятия в стране конституции. В соответствии с этими принципами государственная власть в Афганистане принадлежит трудящимся города и деревни. Они опираются на широкий Национальный фронт, объединяющий все национально-демократические и патриотические силы. Гражданам Афганистана обеспечиваются и гарантируются неприкосновенность личности, право на труд, социальное обеспечение, образование, свободу вероисповедания. Основой внешней политики объявлены принципы мирного сосуществования и позитивного неприсоединения.
Новое руководство Афганистана обратилось к правительству Советского Союза с просьбой об оказании помощи, в том числе и военной. Советский Союз положительно откликнулся на эту просьбу и принял решение о вводе 29 декабря 1979 г, в Афганистан ограниченного контингента своих войск. Это решение базировалось на интернациональной солидарности советского народа с освободительной борьбой угнетенных народов и соответствовало положениям статей 51 Устава ООН и 4 советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, заключенного 5 декабря 1978 г. Учитывалось и огромное стратегическое значение Афганистана, большая протяженность советско-афганской границы (2346 км), необходимость надежной защиты южных рубежей нашей Родины.
В июне I980 г. в условиях постепенной нормализации жизни в стране СССР по согласованию с правительство Афганистана вывел из него некоторые части советского воинского контингента. СССР постоянно выступает за политическое урегулирование проблемы вокруг Афганистана. В Политическом докладе ЦК КПСС 27 съезду партий в отношении Афганистана отмечалось: "СССР поддерживает усилия этой страны, направленные на защиту своего суверенитета. Мы хотели бы же в самом близком будущем вернуть на Родину советские войска, находящиеся в Афганистане по просьбе его правительство. Согласованы с афганской стороной и сроки поэтапного их вывода, как только будет достигнуто политическое урегулирование, которое обеспечит реальное прекращение и надежно гарантирует невозобновление вооруженного вмешательства извне во внутренние деда Республика Афганистан". Стремясь ускорять политическое урегулирование вокруг Афганистана, советское руководство в октябре 1986 г. вывело из Афганистана на Родину 6 полков - один танковый, два мотострелковых и три зенитных с иx штатной техникой и вооружением.
Афганистан проводит курс на укрепление дружбы и сотрудничества с СССР; с другими странами социалистического содружества, стремится к поддержанию добрых отношений со всеми странами на основе взаимного уважения национального суверенитета и невмешательства вo внутренние дела друг. РА поддерживает дипломатические отношения более чем с 60 государствами мира. Выступает за нормализацию обстановки у ее границ, дружбу и сотрудничество со своими соседями - Пакистаном и Ираном.
Оказывая интернациональную помощь афганскому народу, ограниченный контингент советских войск в Афганистане выполнял следующие задачи:
- проводил совместные боевые операции с афганскими войсками по разгрому крупных группировок и формирований мятежников, штабов, исламских комитетов, базовых районов, опорных пунктов, перевалочных баз (пунктов), учебных центров (пунктов) подготовки в жизненноважных районах страны;
- осуществлял засадные и поисково-разведывательные действия в зонах ответственности соединений и частей и в приграничной полосе в сочетании с подвижным минированием и воздушным контролем с целью срыва перебросок подготовленных групп и отрядов мятежников из Пакистана и Ирана, караванов с оружием и боеприпасами;
- реализовывал разведывательные данные действиями дежурных подразделений и ударами авиации по точечным объектам (целям) мятежников;
- охранял коммуникации и обеспечивал безопасность движения различных колонн по основным дорожным направлениям, в том числе продвижение афганских колонн с народнохозяйственными грузами;
- обеспечивал охрану аэродромов, гарнизонов и пунктов дислокации войск, крупных мостов, тоннелей, трубо- и газопроводов, экономических и других важных объектов;
- проводил политическую работу среди афганских военнослужащих и местного населения, спецпропаганду на бандформирования с целью дальнейшей стабилизации обстановки в стране, завоевания доверия и поддержки правительства РА афганским народом, формированию у него лояльного, дружественного отношения к Советскому Союзу, созданию соединениям и частям благоприятных условий для выполнения интернациональной миссии.
Нахождение ограниченного контингента советских войск в РА, его действия по разгрому бандформирований, помощь Советского Союза по укреплению вооруженных сил страны, органов МГБ и Царандоя способствовали укреплению государственной власти в провинциальных центрах и на местах, постепенной нормализации внутриполитической обстановки и осуществлению коренных преобразований, направленных на ликвидацию экономической, социальной и культурной отсталости Афганистана.
Советские войска выполняли также задачи по надежной защите от угрозы внешней агрессии США и их пособников, защищали южные рубежи СССР.
Боевые действия советских войск в РА планировались на каждый месяц на основании тлеющихся и поступающих разведывательных данных о деятельности мятежников. Разведывательное обеспечение предусматривало комплекс разведывательных мероприятий для осуществления боевой деятельности войск в зонах ответственности, в ходе проведения ими боевых операций, при выполнении задач по охране коммуникаций, аэродромов, пунктов дислокации, трубопроводов, крупных мостов, складов, экономических и других важных объектов. Особенности физико-географических условий Афганистана и тактики действий мятежников, сложные национальные религиозные, классовые и другие отношения внутри страны требовали более дифференцированного подхода к оценке возможностей своих сил и средств разведки, применения новых способов выполнения разведывательных задач.
Целью разведки являлось своевременное обеспечение командиров и штабов достоверными данными о мятежниках, необходимыми для качественного планирования и успешного ведения боевых действий против бандформирований. Основными задачами разведки в РА являлись:
Советские войска выполняли также задачи по надежной защите от угрозы внешней агрессии США и их пособников, защищали южные рубежи СССР.
Боевые действия советских войск в РА планировались на каждый месяц на основании тлеющихся и поступающих разведывательных данных о деятельности мятежников. Разведывательное обеспечение предусматривало комплекс разведывательных мероприятий для осуществления боевой деятельности войск в зонах ответственности, в ходе проведения ими боевых операций, при выполнении задач по охране коммуникаций, аэродромов, пунктов дислокации, трубопроводов, крупных мостов, складов, экономических и других важных объектов. Особенности физико-географических условий Афганистана и тактики действий мятежников, сложные национальные религиозные, классовые и другие отношения внутри страны требовали более дифференцированного подхода к оценке возможностей своих сил и средств разведки, применения новых способов выполнения разведывательных задач.
Целью разведки являлось своевременное обеспечение командиров и штабов достоверными данными о мятежниках, необходимыми для качественного планирования и успешного ведения боевых действий против бандформирований. Основными задачами разведки в РА являлись:
- постоянное слежение за изменениями военно-политической обстановки в зонах ответственности, характером деятельности бандформирований и контрреволюционного подполья;
- своевременное вскрытие планов и практических мероприятий США, НАТО, Пакистана и Ирана по сколачиванию на антисоветской основе коалиций и блоков, подготовке к внезапному развязыванию войны против Советского Союза и его союзников, поставками мятежникам свих систем оружия и техники;
- выявление боевого и численного состава отрядов и групп мятежников, районы их дислокация, боеспособности, оснащенности вооружением и техникой, особенно зенитными и противотанковыми средствами;
- установление местонахождения базовых районов, крупных складов (баз), перевалочных баз, учебных центров и пунктов, системы их охранения;
- своевременное выявление новых средств вооруженной борьбы, приемов и способов ведения боевых действий мятежниками, а также политические мероприятия, проводимые ими среди мирного населения;
- добывание упреждающих данных о планируемых действиях диверсионных и террористических групп мятежников, о перебросках подготовленных групп и отрядов, караванов с оружием и боеприпасами из Пакистана и Ирана на территорию РА;
- вскрытие системы инженерного оборудования районов расположения бандформирований, наличия естественных и искусственных укрытий, характера препятствий и заграждений на путях движения войск, особенно заминированных участков дорог и прилегающей к ним местности;
- установление наличия опорных пунктов и узлов обороны мятежников, вскрытия подступов к объектам, системы огня, районов огневых позиций артиллерии, минометов и зенитных средств, мест расположения командных и наблюдательных пунктов;
- организация захвата пленных, работа с ними, с местными жителями и доброжелателями с целью добывания данных о противнике.
Во всех штабах ограниченного контингента советских войск в РА разведывательные мероприятия планировались на каждую операцию в отдельности, а в объединении, соединениях и отдельных частях планы разведки разрабатывались на месяц. Задачи по ведению разведки до подчиненных соединении и частей доводились боевыми распоряжениями за неделю до наступления очередного месяца и за 7-8 суток до начала боевых действий.
В целях проверки достоверности имеющихся данных о противнике за 3-4 суток до начала боевых действии проводилась их доразведка, а также воздушное фотографирование района группировки мятежников. Фотопланшеты и отдельные снимки в отдешифрированном виде высылались а штабы частей и подразделений для изучения и практического использования в ходе боевых действий.
За 2-3 суток уточненные данные о группировке мятежников в районе предстоящих боевых действий докладывались командованию (руководителю операции), на основания которых производилась соответствующая корректировка решения.
В это же время готовились проводники и наводчики из числа местных жителей, хорошо знающих районы расположения мятежников и местность, которые доставляются в войска и авиачасти с началом боевых действий.
В подготовительный период особое внимание уделялось вопросам организации взаимодействия всех разведывательных органов, в том числе и вышестоящих штабов. При этом основной упор делался на определение или уточнение районов их действий, согласование вопросов обмена информацией по задачам, районам, рубежам, объектам, направлениям и времени, распределение диапазонов частей подразделениями радио и радиотехнической разведки. Командование и штабы изучали обстановку в районах предстоящих действий по картам, аэро-фотосхемам (снимкам) и имеющимся разведывательным данным, определяли наиболее целесообразный порядок действий, маршруты выхода на объекты мятежников, способы их доразведки с целью уничтожения, проводили рекогносцировку районов действий с вертолетов.
Подготовка к выполнению разведывательных задач заканчивалась проведением тактико-специальных и комплексных занятий на местности, максимально соответствующей району предстоящих действий. При наличии ограниченного времени на подготовку вопросы взаимодействия отрабатывались на макете местности под руководством начальника разведки соединения (части) с участием командиров всех подразделений, назначенных для ведения разведки.
Важное значение в подготовке разведчиков к выполнению задач имело их всестороннее материально-техническое обеспечение (вооружение, приборы разведки, средства связи, боеприпасы, ГСМ, продовольствие, бронежилеты, маскировочные халаты, специальные ботинки для действий в горах, медикаменты, вода и другие средства).
Разведка организовывалась и велась силами и средствами специальной, воздушной, радио- и радиотехнической, войсковой разведки и разведки родов войск во взаимодействии с разведкой ВС РА, МГБ, погранвойск и царандая, а также активной работой с доброжелателями, пленными и местными жителями.
Таким образом, разведывательное обеспечение действий советских войск в РА явилось важным фактором успешного решения задач по борьбе с контрреволюцией.
В целях проверки достоверности имеющихся данных о противнике за 3-4 суток до начала боевых действии проводилась их доразведка, а также воздушное фотографирование района группировки мятежников. Фотопланшеты и отдельные снимки в отдешифрированном виде высылались а штабы частей и подразделений для изучения и практического использования в ходе боевых действий.
За 2-3 суток уточненные данные о группировке мятежников в районе предстоящих боевых действий докладывались командованию (руководителю операции), на основания которых производилась соответствующая корректировка решения.
В это же время готовились проводники и наводчики из числа местных жителей, хорошо знающих районы расположения мятежников и местность, которые доставляются в войска и авиачасти с началом боевых действий.
В подготовительный период особое внимание уделялось вопросам организации взаимодействия всех разведывательных органов, в том числе и вышестоящих штабов. При этом основной упор делался на определение или уточнение районов их действий, согласование вопросов обмена информацией по задачам, районам, рубежам, объектам, направлениям и времени, распределение диапазонов частей подразделениями радио и радиотехнической разведки. Командование и штабы изучали обстановку в районах предстоящих действий по картам, аэро-фотосхемам (снимкам) и имеющимся разведывательным данным, определяли наиболее целесообразный порядок действий, маршруты выхода на объекты мятежников, способы их доразведки с целью уничтожения, проводили рекогносцировку районов действий с вертолетов.
Подготовка к выполнению разведывательных задач заканчивалась проведением тактико-специальных и комплексных занятий на местности, максимально соответствующей району предстоящих действий. При наличии ограниченного времени на подготовку вопросы взаимодействия отрабатывались на макете местности под руководством начальника разведки соединения (части) с участием командиров всех подразделений, назначенных для ведения разведки.
Важное значение в подготовке разведчиков к выполнению задач имело их всестороннее материально-техническое обеспечение (вооружение, приборы разведки, средства связи, боеприпасы, ГСМ, продовольствие, бронежилеты, маскировочные халаты, специальные ботинки для действий в горах, медикаменты, вода и другие средства).
Разведка организовывалась и велась силами и средствами специальной, воздушной, радио- и радиотехнической, войсковой разведки и разведки родов войск во взаимодействии с разведкой ВС РА, МГБ, погранвойск и царандая, а также активной работой с доброжелателями, пленными и местными жителями.
Таким образом, разведывательное обеспечение действий советских войск в РА явилось важным фактором успешного решения задач по борьбе с контрреволюцией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий